Как развальцевать тормозную трубку
Очень многим владельцам автомобилей приходится задаваться вопросом как развальцевать тормозную трубку в домашних условиях. Это довольно простая процедура, которая, при наличии необходимого набора инструментов, занимает пять минут. Ремонт автомобиля сопряжен с финансовыми расходами. Но развальцовка тормозных трубок потребует минимальных затрат, если выполнить ее подручными средствами. Для тех, кто хорошо разбирается в автомобилях, рассказываем о том, что из себя представляет развальцовка тормозных трубок.
Функции
Трубка – это неотъемлемая деталь системы абсолютно каждого транспортного средства, ее функция – участвовать в процессе торможения. Торможение или полная остановка автомобиля, как известно, происходит при нажатии педали тормоза. При этом поршень главного цилиндра, который связан с педалью, воздействует на тормозную жидкость (ТЖ), которая по шлангам и трубкам, благодаря высокому давлению, поступает в цилиндры колес, оказывая воздействия на их поршни. Таким образом поршни давят через тормозные колодки на тормозные диски и процесс вращения колес останавливается.
В автомобилестроении применяются два популярных метода — это двойная «воронка» и «грибок».
Американским стандартом считается многоразовое соединение «двойная воронка». Она развальцуется за две операции: сперва создается «пузырь», который будет оправкой, затем выполняется заминание конусом, с последующим образованием воронки. Для американской двойной воронки возможно использование только медной тормозной трубки. Перед выполнением развальцовки трубки лучше потренироваться сначала на отдельном обрезке трубы того же материала.
«Грибок» – одноразовое соединение, правда на практике можно прикрутить трубку до трех раз как на европейских, так и на азиатских марках автомобилей. Развальцовка проходит за одну операцию. Такая одноразовость приводит к демотивированности делать какой-либо авторемонт и к непреодолимому желанию продать автомобиль.
По каким признакам понять, что трубкам нужен ремонт:
- наличие нехарактерных звуков;
- слишком свободное движение тормозной педали при ее надавливании, также могут возникнуть пульсирующие движения;
- наблюдается потеря ТЖ, следовательно, давление снижается и торможение становится неэффективным, а колодки интенсивно изнашиваются;
- при торможении автомобиль ведет в сторону;
- слишком большой тормозной путь – это самый яркий признак того, что необходимо развальцовывать трубки;
- также в резьбовые соединения может попасть грязь или в системе присутствует закоксованная жидкость, что отрицательно отразится на техсостоянии тормозной системы.
Когда нужна развальцовка тормозных трубок
Поскольку тормозные трубки большое количество времени находятся в работе под достаточно высоким давлением, со временем их пропускная способность становится хуже, и тормозная система перестает эффективно работать. Это влечет за собой заметное увеличение тормозного пути. Поэтому не случайно производители машин советуют диагностировать тормозную систему каждые 6 месяцев, на каждые 45-50 тысяч километров пробега, резиновые трубки нужно менять через 130 тысяч километров пробега.
Как выбрать развольцовочный набор
Помните, что развальцовка тормозных трубок должна быть у вас полностью под контролем, поэтому нужно использовать только качественные инструменты, приспособления и расходные материалы.
Главное условие успешной развальцовки торца трубки – применение профессионального инструментария.
Развальцовка стальных тормозных трубок пройдет успешно, если в ремкомплект будут входить:
- винтовой вальцовочный пресс и струбцина, с помощью которой выполняется стяжка планок тисков и деформация металлической поверхности трубки;
- две разъемные планки-тиски, имеющие шесть-семь отверстий с конусами, в которые зажимаются трубки для развальцовки;
- отрезное приспособление, для того чтобы отрезать торец в идеально ровном перпендикулярном направлении;
- для формирования «грибков» набор оправок и конусов разного диаметра.
Американские наборы очень достойные, но они используют дюймовую систему исчисления, что не очень удобно.
В продаже встречаются старые отечественные стандартные наборы, которые подходят на восьмимиллиметровую медную тормозную трубу, а также имеются более свежие советские и российские варианты, которые используют стальную шестимиллиметровую трубу.
Доступными по цене и оптимальными по качеству являются наборы для развальцовки тормозных трубок Force 656B, 906T2, JonnesWay, Biltema, Licota.
Если позволяют средства, выбирайте комплект, в котором вальцовочный пресс оснащен эксцентрически посаженным рабочим конусом. Дело в том, что в таком приспособлении заложено строгое ограничение по размеру выполняемого фитинга трубки, а это значит, что конус не развернет края на больший диаметр, чем вам необходимо.
Что касается фитингов – в БИГСТО представлен широкий ассортимент самых разнообразных конфигураций, размеров, диаметров, углов присоединения, переходов на другие диаметры для всех трубчатых элементов автомобиля любой марки и страны производства. Наши консультанты быстро и качественно подберут любые фитинги по вашему запросу.
Инструкция по развальцовке
Тормозные трубки участвуют в функционале всей тормозной системы, играя крайне важную роль в безопасности транспортного средства. При неисправности трубок система торможения перестает работать. Поэтому к развальцовке трубок нужно относиться со всей серьезностью.
Купите специализированный комплект инструментов, и тогда развальцовка тормозных трубок своими руками сэкономит вам большую сумму на авторемонте, которую бы вам пришлось потратить на СТО. Чтобы избежать ошибок в техпроцессе, необходимо использовать инструкцию и специальное лекало, имеющееся в наборе.
Как развальцевать тормозную трубку своими руками:
- Открутите трубку от тормозного цилиндра, суппорта.
- При обнаружении поверхностного повреждения – замените на новую.
- Если повреждение находится у конца трубки, то труборезом удалите поврежденный отрезок, а торец обработайте с помощью бензина.
- Надежно зафиксируйте край трубки и дрелью внутри снимите фаску.
- Очистите обработанную поверхность от стружки.
- Вставьте конец трубки в штуцер, который нужен в роли соединителя.
- Далее, в специальном станке вставьте край трубки в его отверстие, служащее для зажима. Оставьте 5 мм обрабатываемой детали выступать из зажима станка.
- Развальцуйте пуансоном, входящем в комплект станка, конец трубки. При необходимости проделайте ту же операцию со вторым концом трубки.
Особенности процесса развальцовки
Выбирая набор для развальцовки, обратите внимание на то, чтобы пары винт-гайка пресса и струбцины были матового черного оттенка. Чёрная матовая поверхность изделий говорит о высоком качестве термообработки и закалки винтовой поверхности, тогда как в дешевом варианте используют хромовое покрытие.
Помните, что стальные тормозные трубки, в отличие от медных, почти не имеют запаса пластичности. Вот почему есть вероятность того, что грибок и воронка могут получиться с большим количеством микротрещин. При этом завальцованная кромка грибка будет менее чувствительной к микротрещинам, если они образовались только в зоне отверстия. В случае, если трещины образовались в самом широком месте фитинга, такой вариант отбраковывается.
Теперь вы знаете, как развальцевать тормозную трубку. Уверены, что наши советы помогут вам грамотно развальцевать тормозные трубки и выполнить качественный ремонт машины.